О возможностях

Наш мир состоит из множества возможностей, которые мы воплощаем в реальность или нет. Почему-то одни видят эти возможности и используют, а другие проходят мимо, порой запинаясь о них и думая: «чёрт побери, опять помеха». Или кто-то тратит много сил на достижение своих целей и выходит победителем, а кто-то отступает, даже толком не начав.

«Кто не хочет ничего делать находит причину, кто хочет – находит средства» М. Монтень

Первый вопрос: как умудряются люди пройти, не заметив возможностей?

Это довольно просто. Для этого необходимы лишь особые убеждения, которые как сито просеивают всю информацию поступающую из окружающего мира. Эти убеждения можно разделить на три группы:

1        Группа: «Это невозможно»

Если бы все были «реалистами», то человечество никогда бы не изобрело компьютеры и интернет, не полетело бы в космос, большая часть болезней так и оставалась бы неизлечимыми и ещё очень долго можно перечислять все блага цивилизации, до которых додумывались чьи-то пытливые и  мечтательные умы.

2        Группа: «Это возможно, но не для меня»

Такое убеждение берет себе человек, который видит как другие достигают их целей, но по каким-то причинам он не уверен в своих способностях и вместо того, чтобы например, каждый день тренировать свое мастерство музыканта, он решает что у него нет слуха. тем самым решая и проблему в достижениях.

3        Группа: «Я не достоин этого»

Если провести мысленный эксперимент на одну минуту: представьте и ощутите свою полную никчемность: всё что вы получаете в этой жизни –  незаслуженно, или Вы  причина всех катастроф, которые происходят во вселенной, или просто недостаточно умны, красивы, образованны и т.д. – на это место можно подставить любое прилагательное.  Уже через минуту наступает состояние близкое к параличу движений  и мыслей. Это убеждение перекликается с  вопросом Раскольникова: «тварь я дрожащая или право имею?», который завершается очевидным ответом о собственном бесправии. В таком состоянии абсурдом становиться даже предположение о том, чтобы мечтать о чем-либо.

Убеждения формируются большей частью в детстве. Но во взрослом состоянии человек иногда забывает пересмотреть, насколько прежние убеждения соответствуют изменившийся реальности  и ориентируется на них как на аксиомы, которые не требуют доказательств. Но как мы знаем, любые открытия в науке свершались только благодаря тому, что самые очевидные и банальные для всех истины ставились под знаком вопроса. И однажды Коперник усомнился в том, что земля вращается вокруг солнца. Также и для человека мыслящего, стремящегося развиваться, полезно время от времени подвергать сомнению свои убеждения для того, чтобы сформировать более жизнеспособные, помогающие получать радость и достигать свои цели.

В детстве  формируются и стратегии мотивации. Одни люди чаще всего создают для себя картины привлекательного будущего: как они достигли чего-либо, или научились чему-то новому. Другие же создают в своем воображении фантазии об угрозах, которые могут осуществиться.

Например, выходя из дома на работу, человек может представлять, что он хочет сегодня сделать и тогда появляется состояние воодушевления. Или человек вспоминает как  хмурый начальник сказал ему какую-нибудь гадость и ожидает встречи с ним, а как только мелькает партизанская мысль не пойти на работу, сразу же появляется четкая и огромная картина, в которой как туча надвигается  представление об увольнении и  серых, безрадостных днях…. И в первом, и во втором случае человек пойдет на работу. Но состояние при этом будет абсолютно разное.

Один из психологов, занимавшийся изучением мотивации, Хеккхаузен, выделил особый вид взаимодействия человека со средой  – мотивацию достижения. И описал черты, которые есть у человека с таким типом мотивации:

  1. Те, у кого ярко выражена мотивация достижения в большей степени ориентируется  на цель. Но цель не должна быть слишком простой или слишком сложной для достижения, иначе в первом случае возникает скука, а во втором – повышается уровень тревоги.
  2. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Человек, просматривающий заново свои цели, способен возвращаться к делам, которые он откладывал на часы, недели, месяцы, а иногда даже и годы. Возвращаться  к прерванному заданию, к чему-то прежде оставленному, возобновлять основную направленность действий, продолжать действовать в выбранном направлении, даже после получения не тех результатов, которые он ожидал в начале, в итоге получать то, что хочется.

Один из секретов мотивации можно выразить следующим образом:

Чем глобальнее цель, которую мы хотим достигнуть, тем больше ресурсов мы задействуем для этого. Если человек ставит только простейшие цели, то и зона его развития соответственно ограничивается лишь теми способностями, которые необходимы для ее осуществления. Поэтому если человек осознает глобальные цели и ценности, ради которых он живет, осознает свою миссию, то все остальные цели могут стать более реально воплощенными в жизнь. Эйнштейн на вопрос почему он занялся физикой ответил: « Я хочу узнать как Господь создал этот мир. Мне неинтересно отдельно то или иное явление, спектр того или иного элемента; я хочу знать его мысли. Все остальное детали». Такая необъятная задача позволила открыть ему теорию относительности и совершить много других полезных открытий в области физики.

Роберт Дилтс, один из тех, кто стоял у истоков НЛП писал: «Архитектура нашей нервной системы устроена точно так же, как радиокомпас. Однажды получив цель, он начинает самокоррекцию, самонаведение на нее». Поэтому если мы хотим чего-либо достигнуть в своей жизни, нам нужно  более ясно представлять ради чего, то есть осознать свои глубинные ценности и убеждения. Остальное – это уже техническая часть и отвечает на вопрос «как это осуществить?».  Когда наши цели большие, то и модель мира в котором мы живем представляется насыщенной, сложной и комплексной. В этой модели есть много возможностей или путей, которые мы можем выбирать для того, чтобы попасть в необходимое нам место.

Прежде чем мы сделаем первый шаг, нам необходимо ответить на вопрос: куда я хочу попасть?

Выбирайте правильное направление! Удачи в путешествиях!

Автор: психолог в Екатеринбурге, директор центра «Мир Возможностей» Екатерина Анкина (Екатеринбург)

Post Author: Екатерина Анкина

Екатерина Анкина

Психолог-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *