Супервизия в группе

Супервизию не случайно называют “терапией терапии”, ведь она является смысловым и ценностным ядром любой профессиональной психотерапевтической подготовки.В буквальном смысле слова супервизия расшифровывается как “надзор”. Но сегодня профессионалы понимают этот термин несколько по-другому: ныне супервизия стала синонимом наставничества. Для чего нужна супервизия? Когда будущий терапевт заканчивает обучение и проходит обязательную терапевтическую практику, необходимо, чтобы кто-то наблюдал за тем, чтобы тот не навредил ни себе, ни своим клиентам. Супервизор берет своего протеже под опеку и в какой-то степени несет за него ответственность. Анализируя его индивидуальные навыки работы, стиль, методы работы с клиентом, супервизор стремится к разрешению проблем, возникающих во время того или иного сеанса и, если требуется, направляет супервизирумого на индивидуальную терапию. Так или иначе, супервизия всегда идет с терапией рука об руку: сегодня они по праву считаются двумя сторонами одной медали.

Супервизия – это форма профессионального становления и развития психолога, которая сочетает в себе три задачи: обучающую, консультационную и поддерживающую.

С помощью супервизора, психолог создает свой собственный профессиональный стиль.
Преподаватель-супервизор в силу своего клинического и педагогического опыта знаком со многими психотерапевтическими направлениями, представлениями о типах характеров, формах защиты, моделями внутрипсихического и межличностного функционирования, т. е. ему проще систематизировать поток поступающей информации.

Участие в супервизии позволяет психологу поделиться своими чувствами, выявить и обозначить затруднения, возникшие в работе с клиентом, получить обратную связь, проанализировать причины своих затруднений, намечать стратегию и пути дальнейшей работы с клиентом. Таким образом, в процессе супервизии психолог развивает и совершенствует своё профессиональное мастерство, а основной мишенью – является конкретный случай работы с клиентом.

В последние годы широкое распространение получила групповая супервизия. Ее участникоми могут стать практикующие специалисты психологи, психотерапевты, врачи, социальные педагоги, бизнес тренеры, консультанты, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности.

Один из наиболее эффективных и разработанных вариантов групповой супервизии – это  полимодальная профессиональная супервизионная группа. В задачи это группы входит:
1.    Проведение профессиональной групповой супервизии.
2.    Оказание помощи и поддержки участникам в их профессиональном росте.
3.    Создание атмосферы для профессионального роста и развития участников группы.
4.    Приобретение и развитие опыта профессионального супервизирования участниками группы.
Предметом работы группы являются затруднения в профессиональной деятельности участников.

Участники группы: практикующие специалисты психологи, психотерапевты, врачи, социальные педагоги, бизнес тренеры, консультанты, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности.

Принципы работы:

  1. Соблюдение этики профессионального сообщества. В своей работе группа опирается на  этические нормы специалистов помогающих профессий.
  2. Конфиденциальность. Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте и участниках группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а так же любые другие, позволяющие опознать клиента.
  3. Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных супервизирующимся. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на супервизионное рассмотрение.
  4. Осознанность. Осознанное понимание процессов консультирования (психотерапии) их вербализация (проговаривание) – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.
  5. Ответственность. Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы.

Правила приема в группу:

Добровольность, согласие с принципами и правилами работы группы, наличие активной практики в настоящее время. При необходимости изменения состава участников, решение принимается ведущим группы.

Первая  форма проведения: группа открытая. С одним ведущим из экспертной группы.  Один круг участников.

Вторая форма проведения: группа открытая. С одним ведущим из экспертной группы.  Два круга участников. Вход в любой из кругов свободный.

Внутренний круг: состоит из участников с опытом работы. К ним могут присоединяться студенты и желающие при условии соблюдения правил группы.

Внешний круг: состоит из желающих участвовать в работе группы. Во внешнем круге могут присутствовать клиенты, по договорённости со своим психотерапевтом и ведущим группы.

Варианты работы группы:

1.Супервизия. Основной вариант работы группы. Группа создана с целью оказания и получения супервизионной помощи, поддержки специалиста в сложных для него ситуациях. Направлена на повышение качества работы специалиста.
2. Презентация. Рассмотрение случая успешной работы. Презентирующий предлагает случай к рассмотрению с целью демонстрации интересных и эффективных моментов работы. В группе обсуждаются процессы и результаты работы с клиентом.
3. Очная супервизия. Работа с клиентом в присутствии или при участии группы. Осуществляется по предварительной договорённости с ведущим.
4. Круглый стол.Обсуждение актуальной для профессионального сообщества темы. Ведущим круглого стола является ведущий группы.

Этапы работы группы:

1.    Представление участников.
2.    Отбор заявки на работу. Определение варианта работы. Последовательности и времени  выполнения.
3.    Представление случая.
4.    Этап вопросов.
5.    Этап высказываний участников, который завершается высказыванием ведущего.
6.    Этап обратной связи. Участник, предоставлявший случай даёт обратную связь в отношении высказываний других участников.

Супервизирование своей работы – обязательный и важный элемент профессиональной деятельности практикующего психолога независимо от стажа его работы!

Информация о регулярной группе супервизии здесь

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *