Психологическая помощь подросткам

Ко мне часто обращаются мамы за помощью для своего сына подростка. Проблемы заявляются разные, но в большинстве они сводятся к просьбе помочь ему быть самостоятельным, научиться быть более взрослым, начать принимать ответственность за свои поступки и за свое будущее.

Такие обращения, связаны с тревожащим поведением сына: замкнутость, безынициативность, ограниченность интересов компьютерными играми, ограниченность активности только виртуальным пространством. И это переживается как настоящая беда для самого близкого человека, видящего неспособность подрастающего ребенка адаптироваться и быть успешным в приближающейся взрослой жизни. Особенно, когда сын единственный, особенно, когда он один воплощает в себе все чаяния и надежды, в него одного вложены все силы, все старания, все смыслы.
Здесь предстоит работа. Как правило, к подростковому возрасту складывается определенная структура личности, но в этом же возрасте она и проверяется. И, либо найдя одни лишь подкрепления имеющимся механизмам взаимодействия с миром, подросток фиксирует имеющиеся способы, либо, обнаружив новые появившиеся для себя возможности в некой изменившейся среде, принимает их, надстраивает на них, меняет свойства собственного восприятия и реагирования, взращивает свой характер. Присутствует своеобразный второй шанс, психика намного пластичней чем в более зрелом возрасте.
Ключевым фактом в подобном случае является появление в окружении подростка взрослой фигуры, способной стать идеализируемой в его восприятии. Если это будет учитель, или спортивный тренер, или кто-то из родственников подростка, достаточно личностно зрелый, и в то же время эмпатичный, и откликающийся на его эмоциональные потребности, то у парня появляется хорошая возможность впитать демонстрируемые таким человеком мужские ценности. И за счет его идеализации, поднять значимость этих ценностей внутри себя на необходимой высоты пьедестал. Конечно, в идеале это отец или, если так сложилось, новый партнер его мамы.
Мама же при появлении значимой фигуры в жизни сына, не важно, отчима, тренера или психолога, имеет возможность вернуться к своей женской роли — создавать и выстраивать свои личные отношения, реализовывать творческие или профессиональные планы, искать новые вдохновляющие идеи и обретать собственные, не связанные с ребенком, смыслы. Ведь дети рождаются и воспитываются не для нас, а для их собственной жизни и для мира в целом. Подрастающему сыну необходима помощь в виде мягкого, но необратимого подталкивания к «выходу из родительского гнезда». Любящее подтверждение того, что в случае чего он всегда найдет здесь «мягкую постель, и тарелку вкусного борща», но что все остальное в его жизни ему предстоит найти самостоятельно.
Психолог, психоаналитик, выстраивая отношения с клиентом, в длительном и тонко настроенном эмоциональном взаимодействии, восполняет пробелы его развития. В результате человек интегрирует неактуализировавшиеся прежде части себя, становится более целостным, самостным, в противовес доминирующим прежде нагромождениям защит, становится эмоционально более зрелым, его деятельность становится более спонтанной и многовариантной, он обретает способность жить, испытывая удовольствие и развиваться разнонаправленно.
Таким образом, при необходимом уровне мотивированности самого подростка, в атмосфере доверия, и в то же время поощряющей его в принятии все большей меры ответственности, мы вместе сможем достичь хороших результатов. Я глубоко убежден, что всё что бы ни произошло с нами в прошлом, какими бы ни сделали нас наш опыт, наше окружение и обстоятельства, мы можем измениться. В наших силах изменить свою жизнь, изменившись внутренне. И если что-то пока не получается, приходите, будем разбираться.

 

Автор статьи психолог Илья Викторович Трифонов

+79126116161
www.бытьпапой.рф

Post Author: Илья Викторович Трифонов

Илья Викторович Трифонов
психолог, психоаналитик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *