Музыка лечит душу и тело

Музыка лечит душу и тело

«Музыка лечит душу и тело» — такую надпись можно увидеть на некоторых итальянских инструментах эпохи ренессанса. Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган. В российских широтах, например, в Эвенкии, чтобы усилить действие снадобий, знахари напевали свои заклинания и заговоры, а шаманы сопровождали их звуками барабана и бубна.

В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов. Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича — держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.

Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый opган в системе «человек» вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов.

Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце — яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание».

Итак, какой инструмент за что «отвечает»? Считается, что:
– скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
– орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии «космос — земля — космос»;
– пианино очищает щитовидную железу;
– барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
– флейта очищает и расширяет легкие;
– арфа гармонизирует работу сердца;
– виолончель благотворно действует на почки;
– цимбалы «уравновешивают» печень;
– баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
– саксофон, самый «сексуальный» инструмент, активизирует сексуальную энергию.

Выдающийся психотерапевт 20 века Роберто Ассаджиоли уделял особое внимание воздействию музыки на душу, ум и тело человека. Знаменитый создатель психосинтеза указывал, что музыка может оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Например, музыкальные произведения, транслирующие тоску, печаль, развивающие сентиментальность и подавляющие волю к действию, отрицательно воздействуют на психику и здоровье человека. Здесь, в частности, Ассаджиоли предостерегал относительно ноктюрнов Шопена. И наоборот, мастер психологии рекомендовал слушать Гайдна, Моцарта и Россини, чья музыка полна чувства юмора.

Использованы материалы статьи Устюгова В.В. и книги Роберто Ассаджиоли «Психосинтез. Принципы и техники»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *