Гроф: картография бессознательного

В ходе своей работы Станислав Гроф столкнулся с интересным фактом – независимо от образования, пола, психического статуса, личностных проблем и других критериев, переживания всех участников в процессе терапии имеют много схожего. Клиенты воскрешали в памяти период внутриутробного развития, процесс рождения, а также рассказывали о впечатлениях, которых они не имели и не могли иметь в реальности. Пациенты оказывались участниками событий из других исторических эпох, ощущали идентичность с животными и растениями, созерцали фантастические образы микро- и макромиров. Особенно захватывающими были чувства единства со Вселенной, растворения в Бытии, исчезновения субъект-объектных отношений, переживания эго. Этому сопутствовало ощущение выхода “на другой уровень сознания”, переживание сверхзначимости открывающихся истин.

Эти наблюдения привели Грофа к убеждению, что “карта внутреннего пространства” включает в себя, кроме сознания и традиционно понимаемого бессознательного, две дополнительные важные сферы: перинатальный уровень психики, который относится к нашим переживаниям рождения, и трансперсональный уровень, выходящий далеко за пределы обычных ограничений нашего тела и эго.

Опытные данные позволяют выстроить следующую последовательность проживания в холотропной сессии:

1.    Сенсорно-эстетический уровень.
Возникает обычно на первых сессиях, характеризуется онемением в конечностях, мышечными блоками, головокружением, различными визуальными образами.

2.    Уровень индивидуального бессознательного
(воспоминания из своего биографического прошлого). Эта стадия соответствует фрейдовскому понятию бессознательного и представляет собой возвращение к различным моментам, событиям и этапам своего прошлого как вытесненного, так и доступного сознанию. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания – системы конденсированного опыта, сокращенно СКО. СКО – это динамическое сочетание воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества.

Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств – депрессии, тревожности, фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т.п.

Любая из систем конденсированного опыта, по мнению Грофа, имеет характерную для нее тему. Например, единичная констелляция СКО может содержать в себе все основные воспоминания о событиях, связанных с оскорблениями, унижениями и стыдом. Общим знаменателем еще одной СКО может быть ужас переживаний клаустрофобии, удушья и чувств, связанных с гнетущими и ограничивающими обстоятельствами. Отвержение и эмоциональные лишения, ведущие к недоверию другим людям, — это еще один весьма распространенный мотив СКО. Особо важными считаются системы конденсированного опыта, включающие в себя перинатальную область, а так же те случаи, когда наше физическое здоровье или жизнь находились в опасности.
СКО является не просто хранилищем и рубрикатором воспоминаний.
Она представляет собой нечто вроде схемы реагирования, переживания, переработки впечатлений. Когда поступает впечатление, оно вписывается в одну из СКО, активизирует ее, запускает накопленные в ней реакции. СКО воздействуют на каждую из областей нашей эмоциональной жизни — восприятие себя, других и окружающего мира. Это движущие силы, стоящие за эмоциональными и психосоматическими симптомами и подготавливающие почву для наших трудностей в отношениях с самими собой и людьми.

3.    Перинатальный уровень. Отражает проживание клиентом последовательно эмбрионального периода с последующим  рождением. На этой стадии регресс клиента идет как на уровне телесных реакции (движения тела, рефлексы), так и аффективной составляющей. На мой взгляд, Гроф расширил учение Отто Ранка о травме рождения, он ввел понятие динамики предродового развития, в то время как для Ранка травма рождения была чем-то единым.

Клинический аспект заключается в том, что человек в процессе дыхательной сессии вторично проживает перинатальный период и свое рождение, испытывая при этом те же «чувства», что испытывал, находясь в материнской утробе и проходя через родовой канал. В моей практике клиенты часто повторно переживают свое рождение. Редко, но бывают ситуации, когда человек проживает заново попытки матери сделать аборт. В этих случаях особенно важна поддержка психолога.

4.    Трансперсональный уровень (надличностный). Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют в своем истоке религиозные переживания.

Автор статьи: Сергей Мостиков, трансперсональный психолог

Страничка Сергея Мостикова на сайте ВсеПсихологи.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *