Современная психотерапия и народные традиции

В древности люди обладали большим количеством знаний о жизни, о себе, о мире. Они жили  на земле, были близки с ней, общались с ней и уважали ее, и большинство их знаний умений и навыков было связано именно с этим – с земледелием, скотом, охотой, и прочим. С землей, годовым кругом солнца было связано множество обрядов и ритуалов, также как большое количество ритуалов и обрядов было посвящено процессу рождения-жизни-смерти человека. И почти все они сопровождались изготовлением кукол. Куклы сопровождали человека всю его жизнь – от момента рождения, до момента смерти – в процессе погребения, покойному клали в могилу специальную куколку, которая должна была быть ему проводником в мире предков. Куклы можно разделить на три вида – игровые, обрядовые и обережные.

Игровые куклы – это антропоморфные фигуры или фигуры животных, сделанные из подручных материалов, назначение которых, как видно из названия – игра. С такими куклами играли дети, и функции они несли такие же, что и сейчас – обучающие и развивающие.

Обрядовые куклы создавались специальным образом для проведения различных обрядов и ритуалов. Широко известная кукла Масленица, дошедшая до нашего времени, является яркой представительницей обрядовых кукол. Их делали на праздники Земли и Солнечного круга – солнцестояния, равноденствия, праздники весны, сбора урожая и так далее, делали их и для обрядов, сопровождающих жизнь человека – рождение, свадьба и проч. Делали обрядовых кукол с конкретной целью – будь то проводы зимы весной или призывание дождя в засуху. Часто такие куклы уничтожались, делались на один раз, несли в себе какую-то определенную функцию, а после ее выполнения ритуальным образом куклу сжигали-топили-хоронили или иными способами передавали стихиям.

А есть куклы обережные – куклы, назначение которых, как видно из названия, оберегать. Этих кукол творили для помощи и обережья, защиты – себя, дома, детей, мужчин, хозяйства и так далее. Создание кукол – занятие женское. Его даже, пожалуй, модно отнести к разновидности женской магии. И дело не только в самих куклах, как олицетворениях чего-то большего, дело еще и в состоянии, в которомженщина этих кукол творила, и в заговорах и молитвах, которые произносились в процессе творчества [5].

Издавна куклы имели глубокий смысл и служили символами той или иной составляющей жизни человека, каждая кукла наделена значением, связанным с тем или иным состоянием человека, или этапом жизни, на котором находится. Существует множество кукол, призванных помогать людям в процессе их жизни,  при переходе из одного состояния в другое, при так называемых инициациях. В современной психологии эти состояния называют возрастными и переходными кризисами. И кризис в данном контексте будет означать переход из одного состояния и качества жизни к другому, смерть в одном состоянии и перерождение в другом. К примеру, для того, чтобы пережить процесс сепарации от родителей, а потом и выйти замуж, девочка должна умереть в одном качестве и переродиться в новом состоянии. И для более мягкого прохождения этого важного и сложного этапа в жизни женщины существовала своя кукла – кукла-перевертыш Девка-Баба. И девочка, создавая эту куклу, перенимая ее у старших и более опытных женщин, проходила процесс обучения и подготовки к этому критическому для нее этапу. Эта кукла как бы готовила девочку к взрослой жизни. Есть также и  мужской вариант этой куклы, где с одной стороны молодой безбородый юноша, а с другой – опытный мастер.

Можно рассматривать создание традиционных народных кукол как акт творчества в принципе, и этот факт уже сам по себе будет терапевтичен для женщины, ведь творчество – важный момент в жизни каждой женщины, это безграничный источник ее энергии, это одна из важнейших движущих сил ее женственности и самоидентификации. На первый взгляд, изготовление куклы из подручных материалов – процесс простой и незамысловатый. Но все же этому процессу традиционно придавалось большое значение. Есть куклы про женское счастье и судьбу, есть куклы про состояние хозяйки, есть куклы про состояние девочки, молодой красивой девушки, молодухи – недавно вышедшей замуж, бабы – опытной, взрослой женщины. Кукла – антропоморфный образ, безликий символ человеческого состояния на данный момент. Можно сделать одну и ту же куклу в разное время, и они получатся разными, в зависимости от внутреннего состояния создающего. Каждая кукла является как бы зеркальным отражением человека, для которого она делается, и сейчас речь пойдет о куклах, созданных мастерицей для самой себя. Здесь и далее по тексту мастерицами мы будем называть всех без исключения женщин, ведь независимо от собственного представления женщины о самой себе как о мастерице, она таковой является по факту.

Традиционные народные куклы несут в себе глубокий смысл и значение, и за счет того, что эти значения предельно конкретны, создание таких кукол можно использовать как некий вариант арт-терапии, как в процессе психотерапевтической работы с женщинами, так и в качестве самостоятельной практики.

Каждая из кукол наделена совершенно конкретным значением – например, свадебная кукла Неразлучники являет собой пару, соединенную одной рукой на двоих и символизирует единение мужчины и женщины в одно целое. В контексте современной жизни эту куклу мы можем делать для гармонизации своего внутреннего образа отношений в паре – будь то семейные отношения с супругом или отношения с уже существующим или потенциальным партнером.

Кукла Долюшка предстает перед нами как яркая кукла с длинной косой, сделанная из шерстяных нитей. Она символизирует женскую Долю, женскую судьбу и счастье. С помощью создания этой куклы мы можем взглянуть на собственный образ своего счастья и предназначения.

Кукла Филипповка отвечает за хозяйствование и распределения благ в жизни – времени, сил, энергии, денег – это образ взрослой и опытной хозяйки, в руках которой все ключи от всех хозяйственный складов, погребов и построек. Создавая ее, мы налаживаем контакт со своей внутренней частью, отвечающей за распределение в нашей жизни ресурсов. Крупеничка – мешочек с крупой, обряженный в куклу – про сытость и достаток в доме.

Вепсскую куклу, или, как еще ее называют – Рванку, Капустку, Кормилку, можно рассматривать как общий образ женственности, плодородной природы женщины, с помощью этой куклы можно познакомиться с собственной женственностью.

Кукла Пеленашка
– новорожденный младенец – при своем создании как бы повторяет таинство рождения человека. Такую куклу будущая мать делала непосредственно перед рождением ребенка с молитвами и мыслями о будущем младенце, наматывая нить, женщина наговаривала то, что хотела бы пожелать ребенку. Бытовало понятие «передачи» куклы, когда старшие и более опытные женщины с помощью совместного создания кукол, учили молодых что и как правильно делать – как пуповину повязывать, как пеленать, что говорить, петь и так далее. А после рождения – это была первая кукла, с которой играл малыш – ее вкладывали в ладошку, и, сжимая кулачки, ребенок сам себе делал массаж ладоней [2]. Таким образом, расширяется и значение традиционной куклы, и наше ее современное понимание.

Есть куклы про здоровье, есть куклы про жизненно важные решения и изменения, есть куклы про женственность и мужественность, про богатство, про материнство. Есть куклы про все состояния человека. Нет такого момента в жизни, для которого не было бы своей куклы. Конечно, раньше все они были связаны с обрядами и ритуалами, тесно соединены с временами года и годовыми природными циклами, неразлучно связаны с землей, природой и ее состояниями. И даже если сейчас эта связь частично утеряна, все же опыт этот остается, точно так же, как и мы остаемся все такими же людьми.

Живя в  современном мире, мы обладаем массой новых возможностей и технологий, но случаются в нашей жизни такие моменты, когда нужно что-то большее, когда собственных сил становиться мало для того, чтобы справиться. И именно в этот момент, хотим мы того или не хотим, к нам на помощь приходят наши предки, передавая нам силу нашего рода, все свои знания и умения [7]. Может быть, наших бабушек и дедушек уже давно нет в живых, может, мы их вообще никогда и не видели, может, мы вообще не знаем их историю. Но независимо от того,  что мы знаем о наших предках, и знаем ли что-нибудь вообще, они оказывают на нас свое уникальное неповторимое влияние. Независимо от того, как они жили и в каких условиях, как любили и что умели, независимо от отношений связывающих нас и наших предков, их влияние сохраняется [3]. Рождая на свет куклу, мы, сами того не зная, совершаем то же действие, которое, возможно, совершали наши бабушки, прабабушки, прапрабабушки и так далее. И тогда получается, что, совершая это действие, мы присоединяемся к энергии рода, получаем от него поддержку, черпаем силу. А, как известно, соединение женщины с ее женским родом является очень важным фактором в ее идентификации себя как женщины, ибо женщину учит быть женщиной ее мама, а маму, в свою очередь, ее мама – бабушка, и так далее. Речь здесь идет не о каких-то конкретных действиях, а больше о состояниях, женщине свойственных. Часто так происходит, что многие традиции исчезают, обесцениваются и вообще не берутся в расчет. Так уж устроен наш вечно беспокойный ум. Хотя если его успокоить, то и состояния будут переживаться куда более спокойно, и отпустить старое и принять новое тоже будет проще. Изготовление традиционных народных кукол и можно предложить, кроме всего прочего, в качестве средства «успокоения ума».

Вообще, кукол насчитываются сотни, и хотя сам процесс изготовления достаточно прост, значение их куда глубже, и мы можем взять от него очень много, если соблюдать определенные правила, или рекомендации. Для начала мастерица четко понимает, для чего она делает куклу. Это очень важно. Ведь известно, что чем четче сформулирован вопрос, тем понятнее будет на него ответ.  А ответ при рождении куклы можно получить совершенно конкретный. Для этого достаточно всего лишь сохранять осознанность и внимательность. С первого взгляда кажется, что это просто. А вы попробуйте. Именно этот момент и является ключевым. В процессе создания куклы следует обращать внимание буквально на все. На то, как кукла получается или не получается – и особенно на то, что не получается – на все эмоции, которые приходят в этот момент, на все ассоциации, воспоминания, мысли. А мыслей  у женщины много, и они уводят, отвлекают. И от них возвращаешься обратно к кукле. Очень важно то, что именно не получается. Именно здесь могут крыться ответы на поставленные вопросы, а может даже мы про это и не спрашивали, но нам пора уже это знать.

Итак, в процессе рождения куклы, мы получаем информацию о себе, а именно о той части себя, которая отвечает именно за тот аспект нашей жизни, про который эта кукла делалась. Дальше – интереснее. Вот мы внимательно и сосредоточенно делаем уже любимую куклу, как отражение себя самих, и не получается она у нас, не идет, но мы все равно ее делаем, переделываем, ладим. И именно в этот момент мы и ладим свое состояние. Через внешнее действие налаживается внутренний мир, та самая наша часть, про которую кукла, налаживается контакт с ней, выходит на поверхность все то, на что стоит обратить внимание, все что мешает. И мы можем не только это увидеть, понять, осознать, но и исправить, изменить, наладить. И самое главное в изготовлении куклы – это чтобы кукла нравилась. Это самое важное. Причем нравилось не кому-то другому, не всем подряд, а именно мастерице. Когда кукла получается ладной, налаживается и мир в душе человека. Таким образом, через, казалось бы, простое действие, мы присоединяемся к сильной, мощной женской энергии. К энергии в некотором роде волшебной, ведь в каждой женщине – ведьма, та мудрая, которая ведает.

Занятия по традиционной народной кукле проходят регулярно во многих городах страны. И около двух лет в Екатеринбурге и Свердловской области они проходят в Творческой Мастерской. Но это не просто занятия по рукоделию. Каждая участница приходит в своем состоянии, у каждой есть сегодняшняя суета и нерешенные проблемы, у каждой мысли направлены в свою сторону. Именно здесь и происходит интеграция тренингового пространства, посвященного мягкому женскому состоянию, возращению женщины в тело, в момент «здесь и сейчас» и традиций изготовления народных кукол. Под внешним видом простого рукоделия скрывается более глубокая работа, которая происходит мягко, экологично, сохраняя границы каждой участницы, а порой и помогая эти границы выстраивать. На каждом занятии предлагается делать одну конкретную куклу, тем самым направляется вектор движения энергии в процессе. Ведущая словами направляет энергию участниц на самих себя, на собственные мысли, чувства, ощущения, ассоциации. Здесь важным моментом является безоговорочное принятие всех возникающих феноменов и абсолютное доверие течению женской энергии. Ведь мы работаем с каждым человеком отдельно, и все возникающие феномены важны, в первую очередь, для него самого. Уже в момент создания куклы у женщин поднимается та или иная проблематика, возникают вопросы, на которые хотелось бы получить ответы и некоторые непонятные моменты. Дальнейшая работа на тренинге направлена именно на работу с возникшими феноменами. Здесь уже используются различные методы психотерапии – коммуникации в группе, медитативные практики, психодрама и системно-феноменологический подход, и в таком ключе уже создание куклы можно рассматривать как элемент арт-терапии в более масштабной терапевтической работе с запросами женщин.

Само по себе изготовление народных кукол обладает качественным терапевтическим эффектом. Он обуславливается степенью сосредоточения и уровнем внимательности и осознанности в процессе. Куклы делаются из природных материалов – лыка, кудели льна, натуральных тканей, соломы. Само по себе взаимодействие с природными материалами хорошо «заземляет» участниц, давая возможность отвлечься от мыслей и полностью сосредоточиться на состоянии. Сохраняя чуткое внимание и осознавая все, что происходит с тобой в момент рождения куклы, можно получить доступ к важной информации о себе или насущных проблемах. Очень важны внимательность к возникающим феноменам, навык верной интерпретации, уход от категорических суждений. Каждый возникающий феномен многовариантен, и рассматривать его следует со многих сторон, избегая категоричности и ограниченности. Ведь в ходе неверной интерпретации того или иного феномена можно не только не получить исцеляющего эффекта, но и «навешать» новых некорректных ярлыков. Каждая кукла направлена на какую-то конкретную область человеческой жизни, и в момент создания куклы мастерица налаживает контакт именно с той частью собственной личности, про которую идет речь. Иногда возникает момент, когда что-то в кукле не получается, вызывает отрицательные эмоции, или просто «не идет», именно тогда, налаживая куклу, женщина налаживает и собственное состояние, направляет поток энергии в нужное ей русло. Практика создания традиционных народных кукол полезна для воссоединения со своим женским началом, с традициями собственного рода и принятия новых состояний.

Автор: Климова Екатерина, частный практикующий психолог-консультант (Екатеринбург)

Post Author: Екатерина Климова

Екатерина Климова
Психолог-консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *