Психолог – особая роль…

Сложность выполнения роли Психолога прежде всего в том, что это самостоятельный и несводимый к другим вид деятельности. Это отношения совершенно непохожие на то, с чем обычно сталкивается человек в своей жизни. Они не родственные, не дружеские, не деловые, не любовные, а особые, суть которых – помочь человеку встретиться с собой.
Психологическая помощь возможна только в том случае, если психолог находится в своей профессиональной роли, то есть когда поведение психолога и клиента соответствует их позициям в контакте.

В общении с психологом клиент часто «переносит» на него образы других людей, к которым он когда-то сам обращался или видел, как это делается.

Что мы знаем о правилах выполнения роли Психолога? Скорее всего, очень мало. Мы можем сыграть, если потребуется, роль Продавца (в магазинах все бывали), роль Милиционера (тоже известна), даже роль Капитана дальнего плавания (могли видеть в кино). Хорошо ли, плохо ли получится — это уже другой вопрос. Но что касается Психолога, то у нас нет даже образца, от которого можно оттолкнуться.

Распространенная ошибка — под видом этой роли человек начинает играть то, что ему хорошо знакомо. Он становится Другом, Педагогом, Врачом, Следователем, Авторитетом. Соответственно другой выпадает из своей роли «клиента» и подыгрывает вам ролью Товарища, Ученика, Больного, Ребенка и т.п. В результате вместо решения психологической проблемы, с которой он изначально обратился, вы начинаете решать иные, в том числе и свои личные проблемы.

Для иллюстрации такого непродуктивного поведения можно показать способы общения, в которых психолог выпадает из своей роли и начинает играть:

• «Друга», то есть может выслушать, посочувствовать, помочь материально, предложить чаю, сходить и решить проблему клиента за него. Слушает участливо, ободряюще, может похлопать по плечу, приобнять;

• «Педагога», то есть знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», дает оценки, навязывает свой взгляд на жизнь, как единственно правильный. Использует выражения типа: «В обществе так не принято», «Это аморально», «Каждый порядочный человек должен знать…», «Как говорил известный писатель». Говорит назидательным тоном, учит жить, цитирует авторитетов;

• «Врача», то есть старается поставить диагноз: «У вас повышенная тревожность» и т. п. Задает вопросы, но сам в диалог не вступает, дает советы и рекомендации: «Надо меньше волноваться и чаще гулять на свежем воздухе». Делает записи в тетрадь. Реплики типа: «На что жалуетесь?», «Как давно это у вас?», «А когда вы в последний раз так волновались?». «Посторонние» разговоры клиента пресекаются;

• «Следователя», то есть имеет одну или несколько версий случившегося и задает вопросы, чтобы их проверить. Считает, что истина одна и надо за нее ухватиться. Пытается уличить во лжи или поймать на противоречии. Задавая вопросы, свою версию не объясняет. Просит говорить только правду. Нередко обвиняет.

• «Авторитета», то есть использует жалобы клиента, чтобы рассказать что-нибудь поучительное из своей богатой биографии: «Вот у меня был похожий случай, и я сделал так-то».

Подробнее об этом вы можете прочитать в книге С.В. Петрушина “Мастерская психологического консультирования”. Заказать книгу можно на сайте Автора.

Страничка психолога Сергея Петрушина на сайте ВсеПсихологи.ру

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *