Эмоциональный интеллект в бизнесе

Эмоциональный интеллект в бизнесе

С недавнего времени в набор профессионально важных качеств современного менеджера входит эмоциональный интеллект (или эмоциональная компетентность), считают западные исследователи в области менеджмента. Изучив менеджеров компании “Джонсон и Джонсон”, они составили список качеств, которые, по их мнению, обуславливают эффективное и продуктивное управление. Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность вместе означают примерно одно и то же: это умение выстраивать взаимодействие с другими людьми, контролировать в этом процессе свои эмоции, а зачастую еще и чужие. В конце 1998 года статья “Как быть лидером” в “Гарвардском деловом обзоре” приковала внимание топ-менеджмента компании Джонсон и Джонсон. В статье, написанной Даниелем Гольманом, говорилось о значимости эмоционального интеллекта в успешном руководстве, там же было опубликованы различные исследования, которые демонстрировали эмоциональный интеллект как главный фактор, определяющий различие между успешными лидерами и посредственными управленцами.

Гольман установил, что в основе эмоционального интеллекта лежит уверенность в себе, знание своих собственных способностей и ограничений, а также твердое понимание причин и ситуаций, вызывающих ту или иную эмоцию в себе и других. Оснащенный такого рода навыком, менеджер может лучше управлять своими собственными эмоциями и поведением и лучше понимать и строить отношения с другими людьми.

Эта статья побудила исследователей известной западной консалтинговой компании “PsyD Corporate Consulting Group” во главе с организационным психологом Кэтлин Кавалло оценить лидерские качества и уровень эмоционального интеллекта 358 топ-менеджеров “Джонсон и Джонсон” и подразделений этой компании.

Целью исследователей было выяснить, существуют ли специфические лидерские навыки, которые отличают одних представителей менеджмента компании от других. Работу и компетентность этих руководителей оценивали их коллеги, менеджеры среднего уровня и их подчиненные. Гипотеза ученых подтвердилась: наиболее успешные руководители являлись обладателями самого высокого уровня самосознания, самоуправления, социальных навыков, словом, всего того, что входит и в понятие эмоциональной компетенции.

Таким образом, черта, отличавшая выдающихся менеджеров, была найдена. Исследование также показало, что эмоциональный интеллект как технический навык, можно развивать. Тем не менее, в отличие от технических навыков, связи в нашем мозге, отвечающие за социальную и эмоциональную компетенцию отличаются от тех, которые управляют познанием и умственным обучением. Так как истоки социальной и эмоциональной компетенции зачастую идут из раннего детства и подкрепляются в последующие годы, эти навыки имеют тенденцию сливаться с нашей “Я-концепцией”.

Автор: Ольга Данилова

Источник: Эффектон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *