Ещё раз о психотравмах – 2

57fcc8df79fa6_57fcc8df79fec.jpg

В предыдущей статье мы поговорили о том, какое влияние оказывает детский травматический опыт, связанный с негативной обстановкой в семье.  Что ещё наносит ущерб детской психике? Не удовлетворение возрастных актуальных потребностей. В результате тех или иных проблем, возникающих в разные периоды взросления человека, возникают так называемые «травмы развития». Что же это такое?  Расскажу об этом здесь.

ТРАВМЫ РАЗВИТИЯ

В каждом возрасте, вплоть до взросления, формируется и развивается какая-нибудь психическая структура человека, выполняющая очень  важную роль в последующей жизни человека, в том, чтобы он чувствовал себя  в жизни комфортно и не испытывал никакого ощущения ущербности и не полноценности.

Ещё до рождения, как только произошло зачатие, плод уже имеет потребности – физиологические, в комфорте, которые удовлетворяются по умолчанию, – так задумано природой с целью  выживаемости плода – все необходимые для питания и роста вещества будущий младенец получает автоматически из организма матери. Но – при условии, если в её организме эти вещества есть. Так же через организм  матери он перенимает её базовое эмоциональное состояние. Если она в тревоге – он тоже будет в  тревоге. Но воспринимать эту тревогу он будет как норму. Другого-то он не знает. И вот, ребёнок рождается с базовым ощущением, что в этом мире жить нельзя – очень страшно. Или небезопасно. Что ждёт такого ребёнка в жизни? Множество проблем и склонность к суициду – как следствие доминирующего состояния матери во время беременности.  Или к алкоголизму/наркомании. В зависимости от того, что в этой семье принято. Какие генетические и сценарные предрасположенности.

С начала беременности и до трёх месяцев жизни, согласно концепции Бо-динамики, у ребёнка формируется базовое чувство существования, права на жизнь и уверенности в том, что он в жизни существует, как самостоятельный организм. В полноценном варианте развития у  человека в итоге формируется ощущение безопасности, желанности его в этом мире, желание  жить  и право на жизнь. Если ребёнок был не желанным, родители воспринимают его как обузу, считают, что он появился не вовремя, не дарят ему любовь – такой ребёнок,  вырастая, предпочитает игнорировать свои чувства, считает, что они не важны. Не особо различает свои телесные ощущения (кроме боли). Или – такое самоощущение может спровоцировать ранняя травма, не зависящая от обращения родителей с ребёнком – например, малыш попадает в стационар, где лежит без матери (недоношенный ребёнок; родовая травма; нахлебался околоплодных вод; обвитие пуповиной/асфиксия , и т.д). Другая крайность в поведении ребёнка, у которого нарушено развитие структуры существования – активное, порой демонстративное привлечение внимания к себе. Он чувствует себя «живым», только находясь в сильном эмоциональном контакте.  Чтобы убедиться в том, что он есть, он будет всеми способами привлекать к себе внимание других людей. Позитивное, негативное – какое угодно. Негативное, конечно, привлечь проще. Отсюда – замечания в школе, конфликты, демонстративность, девиантное поведение и т.д.

Следующая формирующаяся психическая  структура – структура , отвечающая за наше стремление к  удовлетворению  потребностей. В полноценном варианте развития человек имеет  стойкий опыт полного удовлетворения своих потребностей.  У него есть понимание на уровне тела, что потребности поняты и их удовлетворить можно. Поэтому он всегда стремится их удовлетворять. И способен заявить о них. Для такого человека баланс «давать-брать» – естественен. Нет «перекоса» ни в сторону «давать», ни в сторону «брать».

Человек с нарушениями в этой структуре имеет бессознательное ( а может и вполне осознанное ) стойкое убеждение, что все потребности удовлетворить не возможно. И если даже их удовлетворить – то это не надолго. Сейчас же возникнут новые и чувство неудовлетворённости  к нему вернётся. А то и гляди – что дали, то отберут. Такой человек привыкает заботиться о потребностях других людей, но не о своих собственных. Свои потребности понять ему очень не просто. И свои желания. Если же структура потребностей вначале формировалась благополучно, но в процессе был получен какой-то травматический опыт (стресс,  болезнь или отсутствие матери вызвал временное неудовлетворение потребностей… ребёнок попал в больницу… получил травму… и т.д.) – то способность осознавать свои потребности сформирована, но заявлять о них, настаивать на их удовлетворении – нет.

Следующей по очереди ( но и,  отчасти,  одновременно с предыдущей структурой) формируется автономность. В норме – это стойкое ощущение права на независимость, и при этом право на поддержку. Право на то, чтобы делать, что хочется, и быть при этом любимым и принятым. Таким образом, ребёнок получает удовольствие от своей активности. От идеи до воплощения. Если в процессе формирования этой структуры происходят сбои (проблемы в жизни родителей/ребёнка; болезни, травмы, стрессы… гиперопека/гипоопека) – опыт автономии может не наработаться совсем – и тогда человек вырастает со стойким (возможно неосознанным) убеждением, что он любим только тогда, когда пассивен, когда подчиняется и не проявляет инициатив. У таких людей во взрослой жизни, как правило, есть ощущение, что они живут «не своей жизнью». Они могут долгие годы находиться в полудепрессивном состоянии, не понимая, почему у них нет энергии для жизни. Другая крайность этого – зависимое поведение. Это может быть и алкогольная или нарко- зависимость, игровая, трудовая , личная зависимость от другого человека.  Если же опыт автономного поведения был, но были другие проблемы – например, завышенные ожидания родителей,  то такое нарушение проявляет себя в патологическом  стремлении к независимости (контрзависимость). Страх слияния и «растворения» в другом человеке заставляет всегда контролировать ситуацию с партнёром, не допускать неожиданностей с его стороны, в противном случае разрывать отношения. Убеждение «я ценен, только если самостоятелен.  Просить помощь это потерять себя»

Структура Воли формируется в период 2-4 года. Нормально сформированная воля позволяет человеку чувствовать себя комфортно , когда ему необходимо проявить собственную волю, и, в то же время, чувствовать себя комфортно, когда свою волю и силу проявляет кто-то другой. В патологических вариантах  развития  воли ребёнок научается убеждению, что он принят и любим только тогда, когда свою волю он не проявляет. У него формируется убеждение, что  своим проявлением воли он может причинить другим вред, поэтому от неё нужно отказаться.  Другая крайность – ребёнок чувствует удовлетворение от проявления своей воли, но это возможно только когда его никто не контролирует. Он чувствует, что  он управляет собой, что он сам себе хозяин, только если он сильнее других.  Во взрослом возрасте такой человек может стать сильным руководителем, которого не любят подчинённые. Он не объясняет своих решений. Он авторитарен и не считает нужным учитывать волю других людей в своих поступках.

В 3-5 лет формируются структуры Любви и Сексуальности.  В норме, результатом  формирования должно стать убеждение «У меня есть право  любить другого человека, быть сексуальным и проявлять свою сексуальность». Здесь формируется нормальное отношение к праву другого человека на отказ. Здесь формируется понимание меры своей ответственности в отношениях.  Проблемы могут проявляться в крайностях. Первая крайность – убеждение, что любовь и секс – не совместимые вещи. Этакое проявление архетипа Принцессы. Вечная девочка, ждущая принца… Старая дева, остающаяся верной своей первой любви… Другая крайность – неразборчивость в сексуальных связях , постоянный поиск новых сексуальных контактов, «любви нет» и т.д.

В 5-9 лет происходит формирование структуры Мнений. В норме формируется убеждение о том, что я имею право на собственное мнение. Если захочу, то я могу его изменить. И не чувствовать при этом чувства вины или стыда. И я даже не обязан объяснять кому-либо, почему у меня именно такое мнение сложилось. Проблемы с формированием этой структуры могут проявляться в конформном поведении, в отсутствии своего мнения, в сложностях в его  выражении. При этом, всем своим видом может  демонстрировать несогласие, но не говорить об этом прямо. Проявлять пассивное сопротивление. Другая крайность –  убеждение «Я всегда прав». Стремление доказывать свою правоту. Если нет возможности доказать свою правоту – теряет чувство самоценности.

И последней по списку формируется структура Солидарности с другими и проявления своих интересов (7-12 лет).  В нормальной её сформированности у человека есть ощущение, что он может быть одновременно и солидарен с группой, и при этом оставаться собой. Человек ценит себя вне зависимости от того, какой групповой статус он занимает в данной группе, какой социальный статус он имеет в жизни.  В проблемном формировании этой структуры у человека есть стойкое убеждение, что проявлять себя – это не корректно по отношению к другим. Все равны между собой. Высовываться не хорошо. Гордиться своими достижениями – дурное воспитание. При этом, неосознанно, он может испытывать зависть к тем людям, которые имеют социальный успех. Но себе его позволить не может. Другая крайность –  проявление сценарного  предписания  «Будь лучшим». Убеждение «Я чего-то стою, только если я – первый!» Постоянное стремление к лидерству, конкуренции. Но его лидерская позиция находится в конкуренции с группой. Не имеет права на неуспех. Если он не лидер – чувствует себя отвергнутым. Если он «обычный» член группы – не чувствует уважения сам к себе, чувствует вину за то, что недостаточно проявил себя, чтобы увлечь других. Хотя на самом деле, в данной ситуации, ему это и не нужно.

В процессе переходного возраста у  подростка происходит «повторение пройденного». В этот период жизни подросток может компенсировать свои несформированные ранее (или недоформированные ранее) психические структуры, получить новый – более позитивный опыт. Вот почему  так важно оказывать ему всяческую поддержку, одобрять и поддерживать его желание находиться среди сверстников, посещать различные тренинги для подростков.

Но даже если в этот период компенсировано не всё – это можно сделать с помощью терапии  В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ. Если вы узнали себя в каких-то моментах , описанных в этой статье – приглашаю Вас в увлекательное путешествие работы над собой. Уже через год вы себя не узнаете. Ваша жизнь приобретёт другое качество – уйдут претензии к себе и другим.  Появится чувство удовлетворённости,  независимо от жизненных ситуаций и наличия проблем. Позвольте себе быть собой.

Ольга Балеевских

Автор записи: Ольга Владимировна Балеевских

Ольга Владимировна Балеевских
Психолог, травмотерапевт, мастер психосинтеза, семейный консультант, преподаватель, тренер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *